Array
(
    [base_url] => /media-texts-catalogue/
    [error_page] => 105
    [search_page] => 701
    [site_name] => Медиатека учебных текстов ИРЯиК
    [site_start] => 700
    [site_url] => https://www.catalogue.irlc.msu.ru/media-texts-catalogue/
    [color] => #754f50
)

Новогоднее желание

Новые слова:

чудо

ёлка

мех

горка

гирлянда

рыжий

покачиваться

гладить-погладить 

вилять хвостом (о собаке) – махать хвостом, признак хорошего настроения

 

Читайте:

     В одном городе жил-был мальчик, обыкновенный, каких в других странах и городах живёт много. Было ему на вид семь лет, может, чуть больше или чуть меньше. И всё у него было как у всех детей его возраста: компьютерные игры, машинки, самолётики, карандаши и огромная любовь к шоколаду. А ещё у него была собака – Африка, большая, рыжая, с чёрным носом и умными человеческими глазами, которые имеют все собаки на земле. Африка была самым близким другом, таким, который всё понимает без слов и уж, конечно, никогда не оставит своего хозяина в беде и не предаст.

      Приближался самый любимый праздник детей всего мира – Новый год! Как бывало это каждой зимой, снежным вечером в комнату к обыкновенному мальчику вошла мама.

- Ну, сынок, ты уже определился с подарком? – спросила мама. – Пора писать письмо Деду Морозу.

- Да, мамочка, я мечтаю, чтобы у меня была большая железная дорога, правда, я хотел бы еще одну вещь.

- Нет, сынок, - мягко остановила желания мальчика мама. – Новогоднее желание должно быть одно!

     Когда письмо было отправлено, они стали ждать приближения Нового года и чуда. И вот до новогодней ночи оставалось несколько часов. В комнате стояла красиво украшенная ёлка, на которой покачивались большие шары и гирлянды. Мама готовила праздничный ужин. Вдруг она услышала из комнаты крик сына: «Мама, мама! Наша Африка заболела!» Собака лежала в комнате на коврике, чёрный нос был сухим и горячим, её трясло, и только чёрные глаза смотрели с надеждой… Позвонили по телефону и вызвали врача. Когда уехал врач, мальчик плакал, а мама ласково гладила сына по голове и всё повторяла:

- Ничего, малыш, будем надеяться на хорошее, так сказал доктор. В комнате мальчика было тихо.

     Когда за час до Нового года в комнату тихо вошёл Дед Мороз, обыкновенный мальчик спал на своей кровати, и только его рука касалась рыжего меха собаки, которая лежала на коврике.

- Малыш, вставай! Я пришёл исполнить твоё новогоднее желание, ˗ сказал Дед Мороз и погладил холодной варежкой по светлым волосам мальчика.

     Малыш проснулся быстро и, встав с кровати, стал просить Деда Мороза о том, чтобы его собака выздоровела и больше никогда не болела, что это и есть его самое главное желание.

- Но ведь ты так хотел железную дорогу, - удивился Дед Мороз.

 - Нет! – твёрдо сказал мальчик. – Новогоднее желание должно быть одно, и я хочу, чтобы моя собака снова начала улыбаться!

- Разве собаки умеют улыбаться? – хитро спросил Дед Мороз.

- Ещё как! – воскликнул малыш и стал рассказывать, как они с Африкой гуляют зимой, играют в снегу и катаются с горок, а летом плавают в речке и бегают по полю за бабочками.

- Ты необыкновенный мальчик! Пусть твоя доброта, вера в дружбу и чудо останутся с тобой на всю жизнь. – сказал Дед Мороз. – Я выполню твоё новогоднее желание. Твоя собака больше никогда не будет болеть.

     А когда первым новогодним утром солнце разбудило мальчика, он открыл глаза и увидел, как Африка, весело виляя хвостом от удивления, с интересом изучает большую красивую коробку, стоящую посередине комнаты, в которой лежала обыкновенная детская железная дорога.

 по М. Клюквиной

Вопросы:

1. Какой друг был у мальчика?

2. Какое новогоднее желание было у мальчика?

3. Кому мама и мальчик написали письмо?

4. Что случилось перед Новым годом?

5. Кто пришёл в комнату мальчика за час до Нового года?

6. Почему мальчик попросил, чтобы его собака снова начала улыбаться?

7. Как чувствовала себя собака Африка утром?

8. Что ещё увидел мальчик утром в своей комнате?

9. Как вы думаете, кто исполнил роль Деда Мороза в комнате у мальчика? Почему?

10. Правильно ли поступили родители мальчика?

 

Упражнения:

 

1. Немного о себе:

1. Как отмечают Новый год в вашей стране?

2. Как готовятся к празднику?

3. Какие желания обычно загадывают дети?

4. Помните ли вы свои новогодние желания?

5. Есть ли в вашей стране традиция писать письмо Деду Морозу?

6. Какие желания вы загадывали?

7. Вспомните, какие ваши новогодние желания исполнились.

 

2. Трансформируйте предложения по модели:

девушка, у которой длинные волосы = девушка с длинными волосами

  1. Мальчик, у которого рыжие волосы =_____________________
  2. Собака, у которой короткие лапы =_______________________
  3. Девочка, у которой большие серые глаза = _________________
  4. Дедушка, у которого доброе сердце =______________________
  5. Ребята, у которых весёлый характер = _____________________
  6. Кошка, у которой огромные усы =_________________________
  7. Мужчина, у которого седая борода = ______________________
  8. Пианист, у которого тонкие пальцы = ______________________
  9. Волк, у которого острые зубы=___________________________
  10. Птица, у которой большие крылья = _______________________

 

3.  Образуйте существительные среднего рода от глаголов с помощью суффиксов -ан(ие) или -ен(ие):

Понимать - ________________________

Приближать(ся) - ___________________

Определять - _______________________

Желать - __________________________

Отправлять - _______________________

Исполнять - _______________________

Выздоравливать -___________________

Удивлять - ________________________

Плавать - __________________________

Выполнять - ________________________

Изучать -___________________________

 

4. Поставьте слова в скобках в правильную форму:

1. Собака всё _______(понимать-понять) без слов.

2. Другом можно назвать человека, который не_______ (оставлять-оставить) тебя в беде.

3. Уже середина декабря. _______(Приближаться-приблизиться) Новый год.

4. Обычно мне очень трудно _______(определяться-определиться) с подарком.

5. В новогоднюю ночь дети ждут, что Дед Мороз _______(исполнять-исполнить) их желания.

6. У бабушки была привычка _______(гладить-погладить) внука по голове и говорить: «Ты у меня умница!»

7. У собаки был сухой и горячий нос, поэтому мы поняли, что она _______(болеть-заболеть).

8. Мальчик хотел, чтобы собака никогда больше не _______(болеть-заболеть).

9. Мы не всегда можем_______ (выполнять-выполнить) то, о чём нас просят.

10. До завтра все должны_______ (определяться-определиться) с выбором темы своей работы.

11. Студенты быстро______ (выполнять-выполнить) задание, которое им дал преподаватель.

Автор: Клюквина М

Обработака текста: Попова Г.И., Машовец Е.Н.

Задания: Машовец Е.Н.

Изображение взято с сайта: https://youla.ru/obninsk/uslugi/organizaciya-prazdnikov/died-moroz-i-snieghurochka-5c11697bb5fc2d3b50636fe6

 

Автор: Клюквина М.

Тэги: Текст

Поделиться в соцсетях