Как орлица выбирает отца для своих орлят
Новые слова:
самка
гнездо
орлята (ед.ч. – орлёнок)
прутья (ед.ч – прут)
перья (ед.ч. – перо)
пух
каркас
склон
хищник
клюв
брюхо (разг.) - живот
неуклюжий
немощный
нерадивый
кружить-закружить
вить-свить
оперяться-опериться
колотить-заколотить
орать-заорать
пищать-запищать
нянчиться
сползать-сползти
расправлять-расправить
передержать
перекормить
Читайте:
Орлица делает такую интересную вещь: с дерева или куста она отламывает веточку, берёт её в клюв, поднимается на большую высоту и с этой веточкой начинает там кружить. Вокруг самки начинают летать орлы, тогда она бросает эту ветку вниз, а сама наблюдает. И вот какой-то орёл подхватывает ветку в воздухе, не дав ей упасть, а затем приносит её к самке очень аккуратно, из клюва в клюв. Орлица берёт эту ветку и опять бросает вниз, самец вновь её ловит и приносит ей, а она опять бросает… И так повторяется много-много раз. Если на протяжении определенного времени ветки орёл каждый раз подхватывает её, то самка выбирает его, и они становятся парой..
Зачем она это делает, вы потом поймёте. Затем они высоко на скале вьют гнездо из жестких прутьев, и мама с папой начинают вырывать клювом свои пух и перья. Этим пухом и перьями они утепляют гнездо, забивают все дырки в нём, делают его мягким. В такое мягкое и теплое гнёздышко орлица откладывает яйца, затем они высиживают птенцов по очереди.
Когда появляются орлята (а они приходят на Свет Божий такими маленькими, голенькими, немощными), родители прикрывают их своим телом, пока они не окрепнут. Закрывают крыльями от дождя, от жаркого солнца, носят им водичку, пищу, и птенцы растут: у них начинают расти перья, крепнут крылья и хвост.
И вот когда они уже оперились, хотя ещё маленькие. Тогда мама с папой видят, что уже пора...
Папа садится на край гнезда и начинает колотить по нему крыльями: бьёт, колотит, трясёт это гнездо. Для чего? Для того, чтобы выбить все перья и пух, чтобы остался только жесткий каркас из веток, который в самом начале они сплели и сложили. А птенцы сидят в этом вытрясенном гнезде, им неудобно, жестко, и они не понимают, что же случилось: ведь мамочка и папочка были раньше такие ласковые и заботливые. Мама в это время летит куда-нибудь, ловит рыбу и садится где-то метрах в пяти от гнезда, чтобы птенчики её видели. Потом на виду у своих птенцов начинает эту рыбу потихонечку есть. Птенцы сидят в гнезде, орут, пищат, не понимают, что же случилось, ведь раньше всё было по-другому. Мама с папой их кормили, поили, а теперь всё пропало: гнездо стало жёсткое, перьев и пуха уже нет, и ещё родители сами рыбу едят, а им не дают.
Что же делать? Кушать ведь хочется, надо выбираться из гнезда. И тогда птенцы начинают делать движения, которые они никогда раньше не делали. Они и дальше их не делали бы, если бы родители продолжали с ними нянчиться. Птенцы начинают ползти из гнезда. Вот орлёнок вываливается, такой неуклюжий, еще ничего не умеет, ничего не знает. Гнездо стоит на высокой скале, чтобы никакие хищники не подобрались. Птенец сползает с этого склона, брюхом по нему едет, а потом падает в пропасть. И тут папа (тот, который ловил когда-то веточки) в момент бросается вниз и ловит себе на спину этого орлёнка, не дав ему разбиться. И потом, на спине, он поднимает его опять в неудобное гнездо, опять на скалу, и всё начинается сначала: птенцы падают, а отец их ловит на свою спину. У орлов ни один орлёнок не разбивается.
И вот в какой-то из моментов падения орлёнок начинает делать движение, которого никогда раньше не делал: он расправляет на ветру свои ещё неокрепшие крылья, попадая в поток воздуха и таким образом начинает летать. Так орлы учат своих птенцов. И как только птенец начинает летать сам, родители берут его с собой и показывают места, где водится рыба. Они уже не приносят её ему рыбу в клюве.
Это очень хороший пример того, как нужно воспитывать своих детей. Как важно не передержать их в тёпленьком гнездышке! Как важно не перекормить их рыбкой, когда они и сами уже могут её ловить! Не зря самка выбирает самца, бросая веточку. Она же не хочет, чтобы её дети разбились. Выберешь нерадивого папашу без проверки, а потом детей не досчитаешься... У орлов и так птенцов мало, один или два...
По материалам общедоступных ресурсов Интернета
Вопросы:
- Что делают орлы, когда самка кружит на большой высоте?
- Кого из орлов выбирает самка себе в пару?
- Чем орлы утепляют гнёзда?
- Заботливые ли орлы родители? Аргументируйте свой ответ.
- Когда орёл делает гнездо холодным и неудобным?
- Почему гнёзда орлов всегда находятся на большой высоте?
- Как орлы учат своих птенцов летать и готовят их к самостоятельной жизни?
Упражнения:
1) Найдите в тексте синонимичные выражения
а) И вот како-то орёл ловит ветку в воздухе, не дав ей упасть.
б) Если в течение определенного времени ветки орёл каждый раз подхватывает её, то самка выбирает его, и они становятся парой.
в) Родители прикрывают их своим телом, пока они не станут сильными.
г) Что же случилось, ведь раньше всё было иначе?
д) У орлов ни один орлёнок не погибает.
ж) Не зря орлица выбирает орла, бросая веточку
2) Подберите синонимы
Наблюдать Погибнуть
Аккуратно Добрый
Ласковый Осторожно
Немощный Ленивый
Нерадивый Есть
Кушать Следить
Разбиться Слабый
3) Напишите слова из скобок в правильной форме
а) Чтобы увидеть гнездо орла нужно подняться на……………..(большая высота)
б) Вокруг………………. ……………(наш дом) стоят многовековые сосны.
в) Парень закрыл …………………(его тело) девушку во время взрыва.
г) В выходные дни бывает очень трудно выбраться ……………….(Москва).
д) Родители должны учить…………. (дети) как нужно вести себя на улице.
е) Они построили загородный дом из …………….(дерево).
4) Напишите приставку: подо- / вы- /пере- / с-. Проверьте себя по тексту. Объясните значения этих приставок в данных предложениях.
1. Вот орлёнок ……валивается, такой неуклюжий, еще ничего не умеет, ничего не знает.
2. Гнездо стоит на высокой скале, чтобы никакие хищники не …….брались.
3. Птенец …….ползает с этого склона, брюхом по нему едет, а потом падает в пропасть.
4.Это очень хороший пример того, как нужно воспитывать своих детей. Как важно не ………держать их в тёпленьком гнездышке! Как важно не ……….кормить их рыбкой, когда они и сами уже могут её ловить.
Обработка текста: Белякова М.Н.
Задания: Белякова М.Н.
Изображение взято с сайта: https://scontent.fhel5-1.fna.fbcdn.net/v/t39.30808-6/271944892_3090082104597501_8442330225843601804_n.jpg?_nc_cat=104&ccb=1-5&_nc_sid=825194&_nc_ohc=A15N4qrH9mAAX-4shtf&_nc_ht=scontent.fhel5-1.fna&oh=00_AT-bFlW0XTVDPyOJBraY7iXABIZISoLjIIpi2GgKGB1C8g&oe=61FDEEA7
Автор: Белякова М. Н.
Тэги: Текст
Поделиться в соцсетях