Array
(
    [base_url] => /my-methods/
    [error_page] => 105
    [search_page] => 801
    [site_name] => Моя методика
    [site_start] => 800
    [site_url] => https://www.catalogue.irlc.msu.ru/my-methods/
    [color] => #548f5f
)

Адаптационный дистанционный вводный фонетико-грамматический курс (ВФГК) для начинающих изучать русский язык

Проект: Адаптационный дистанционный вводный фонетико-грамматический курс (ВФГК) для начинающих изучать русский язык (на базе учебника «Дорога в Россию. Элементарный уровень» (авторы: В.Е. Антонова, М.М. Нахабина, М.В. Сафронова, А.А. Толстых).

Руководитель группы разработчиков Сорокина Н.О.

Разработчики: преподаватели кафедры русского языка ИРЯиК: Абрамова Е.С., Жижикова А.А, Зорина О.Н., Колобаева Л.В., Моргунова Е.В., Орлов А.А, Сорокина Н.О.

Под редакцией д.п.н. Богомолова А.Н.

 

Адаптационный дистанционный вводный фонетико-грамматический курс РКИ (ВФГК) для начинающих изучать русский язык разработан на базе учебника «Дорога в Россию. Элементарный уровень» и включает в себя 6 первых уроков данного пособия.

Адаптационный дистанционный ВФГК рассчитан на 68 академических часов или 13 учебных дней. Авторы курса считают данное количество часов оптимальным для формата дистанционного обучения: на знакомство с фонетической системой русского языка, а также на формирование навыка письма (графики и печатания на русскоязычной клавиатуре) требуется чуть больше времени, чем при очных занятиях.

Вводный фонетико-грамматический курс призван облегчить адаптационный период для всех участников учебного процесса.

Вводный фонетико-грамматический курс:

– позволяет освоить представленные в первых шести уроках учебника «Дорога в Россию. Элементарный уровень» материалы в полном объеме;

– позволяет учащимся в короткие сроки сформировать навыки письма (графика и печатание на русскоязычной клавиатуре);

– предоставляет преподавателю возможность освоить новые приёмы организации дистанционного обучения;

– находится в открытом доступе, что делает его доступным в любое удобное для слушателей и преподавателей время;

– повышает мотивацию студентов, делает обучение эффективным и интересным за счет использования интерактивных форм работы при выполнении мультимедийных упражнений.

Ядром данного курса являются сценарии уроков. Один сценарий – это один день (6 или 4 ак.ч.) дистанционных занятий. ВФГК содержит 13 сценариев урока. Каждый сценарий включает в себя фонетические, лексические и грамматические задания соответствующего урока учебника, а также следующие дополнительные материалы:

– «анимированные» артикуляционные жесты;

– «анимированные» прописи;

– видеоролики, знакомящие студентов со звуками русского языка и основными интонационными конструкциями;

– фонетико-грамматические комментарии на русском и китайском языках;

– фонетические диктанты;

– упражнения, обучающие печатанию на русской клавиатуре;

– интерактивные языковые игры;

– иллюстрации и дополнительные интерактивные упражнения.

 

Все сценарии уроков имеют единую структуру:

– разминка: приветствие, диалоги преподавателя с каждым из студентов с использованием ранее пройденной лексики и грамматики;

– проверка домашнего задания;

– повторение материала предыдущего дня, включающее в себя диктант;

– изучение нового материала;

– предъявление и объяснение заданий на дом.

На начальном этапе обучения русскому языку как иностранному первостепенную роль играет обучение фонетике и графике. Для целей данного курса авторами разработан и реализован в сценариях алгоритм представления учащимся звуков и букв.

Порядок представления звука и буквы в сценарии таков:

– чтение новых слогов преподавателем;

– просмотр видеоролика, демонстрирующего особенности произношения некоторых звуков (если таковой имеется);

– повторение слогов студентами;

– просмотр видеоролика, обучающего написанию букв;

– самостоятельное написание букв студентами в тетради;

– отправка фото страницы с написанными буквами преподавателю;

– тренировка фонематического слуха;

– тренировка навыка печати на компьютере.

 

Кроме 13 сценариев, авторами курса были разработаны дополнительные материалы как для преподавателей, так и для слушателей включающие в себя:

  • Методические рекомендации для преподавателей по работе в дистанционном формате.
  • Инструкция для преподавателя по работе в программе zoom. Данная инструкция знакомит преподавателей с основными функциями программы, позволяющими проводить полноценное обучение в дистанционном формате.
  • Видеоролики, обучающие написанию букв. Файлы содержат все собранные вместе «анимированные» и озвученные прописи, которые знакомят студентов с написанием букв русского алфавита. Посмотрев эти ролики, студент поймет, как нужно правильно писать русские буквы. 
  • Поурочные прописи (уроки 1–5 «Дорога в Россию»). Распечатав эти материалы, студент может тренироваться правильно писать русские буквы и слова вне занятий.
  • Поурочные контрольные работы позволяют преподавателю проверить качество усвоения учащимися материала каждого из первых пяти уроков учебника.
  • Поурочные подборки игр и интерактивных заданий.

Преподаватель может использовать игры на занятиях, если у него осталось время до конца урока, он может использовать игру как полноценное упражнение на отработку нового материала, он может задать на дом то или иное игровое упражнение. Наконец, он может почерпнуть для себя идеи в «копилке игр» и создать свою игру. Игры позволяют внести разнообразие в занятие, расслабиться, переключить внимание студента, узнать друг друга лучше.

  • Подборка артикуляционных жестов. Мы собрали в одной папке все анимированные и озвученные артикуляционные профили, которые встречаются в наших сценариях. Просматривая эти ролики и повторяя за диктором, студент научится правильно произносить звуки русского языка.
  • Список лингвистических терминов с переводом на 5 языков (китайский, корейский, японский, английский и арабский). Лингвистические термины, представленные в данном списке, соответствуют Требованиям к первому сертификационному уровню владения языком и будут нужны преподавателям на протяжении всего учебного года.
  • Инструкция для слушателя по работе в программе zoom в китайском интерфейсе. Посмотрев эту видеоинструкцию, студенты научатся основным функциям программы zoom и смогут полноценно заниматься: писать в чате, отправлять файлы, демонстрировать свой экран, комментировать ваш экран и многое другое.
  • Инструкция для слушателя по работе в программе zoom в английском интерфейсе.
  • Технические требования: информация для слушателя на русском и китайском языках. Это список условий, необходимых для полноценных занятий в дистанционном формате, а также это инструкция по установке русской клавиатуры. Данный документ рассылается слушателям после заключения договора на обучение.
  • Технические требования: информация для слушателя на английском языке.
  • Поурочный словарь в картинках.
  • Календарно-тематический план курса.

Все дополнительные материалы курса легко интегрируются в сценарий урока и находятся в открытом доступе.

Данные материалы или ссылки на них представлены в Приложении к пояснительной записке.

Апробация вводного фонетико-грамматического курса прошла осенью 2020 года в более чем 30 учебных группах сектора предвузовской подготовки кафедры русского языка. В ходе опроса среди коллег, работавших по этому курсу, были получены замечания и предложения по его улучшению. Кроме того, были получены слова благодарности в адрес разработчиков курса: с его помощью преподаватели ИРЯиК эффективно провели свои первые дистанционные занятия в нулевых группах.

Ввиду отсутствия учебников электронного формата данный курс заполняет пробел по обучению иностранцев фонетической системе русского языка с нуля в дистанционном формате. Он предоставляет слушателям возможность полноценной коммуникации друг с другом и с преподавателем благодаря разработанной системе столь необходимых в дистанционном формате интерактивных заданий.

Вводный фонетико-грамматический курс, представленный в виде комплекта сценариев и набора дополнительных материалов, является уникальным учебным пособием, так как на сегодняшний момент в Институте русского языка и культуры практически отсутствуют готовые учебно-методические материалы для обучения русскому языку как иностранному «с нуля» в электронном формате.

Литература:

1. Антонова В.Е., Нахабина М.М., Сафронова М.В., Толстых А.А. «Дорога в Россию. Элементарный уровень». М.: ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2009.

2. Беляева Г.В., Нахабина М.М. «Я пишу по-русски. Элементарный уровень». СПб.: Златоуст, 2019.

3. Антонова В.Е., Нахабина М.М., Сафронова М.В., Толстых А.А. Грамматический комментарий и словарь к учебнику для говорящих на китайском языке (элементарный уровень). М.: ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2018.

4. Одинцова И.В. «Звуки. Ритмика. Интонация». М.: Флинта, 2017.

Приложение к пояснительной записке.

материалы, входящие в

Вводный фонетико-грамматический курс.

 

1) Сценарии уроков размещены на диске one.drive:

https://1drv.ms/f/s!As1g_IPkOm3OiHf17kEhi_fdk9K8

2) На сайте ИРЯиК https://edu.irlc.msu.ru/irlc-files/element/ размещены следующие материалы:

  • анимированные прописи;
  •  поурочная подборка игр;
  •  поурочная подборка прописей;
  •  поурочные контрольные работы;
  •  таблица лингвистических терминов (на 6 языках).

3) В прикрепленных к данному письму файлах содержатся следующие дополнительные материалы:

  • учебно-тематический план курса;
  • рекомендации для преподавателей
  • важные функции программы zoom с ссылками на обучающие ролики;
  • технические требования: памятка для студентов на китайском языке;
  • технические требования: памятка для студентов на английском языке;
  • технические требования: рекомендации для преподавателя.

 

Материалы работы в прикреленных файлах