Экскурсия «День народного единства. Красная площадь и Московский Кремль»
Методическая разработка представляет собой онлайн-экскурсию по Красной площади и Московскому Кремлю, приуроченную ко Дню народного единства. Она предназначена для слушателей подготовительного факультета Института русского языка и культуры МГУ, обучающихся по программе базового уровня («Дорога в Россию (базовый уровень)», уроки 1-2).
Цель – познакомить студентов с праздником и достопримечательностями Красной площади и Кремля, расширить их словарный запас и повторить пройденный грамматический материал.
Урок-экскурсия рассчитан на 6 ак.ч. + самостоятельная работа дома до и после экскурсии.
Данная методическая разработка содержит пояснительную записку, мультимедийную презентацию, материалы для преподавателя, рабочие листы для студентов и интернет-ссылки на интерактивные задания и викторину.
Актуальность данной методической разработки в первую очередь определяется переходом обучения в онлайн-формат. Однако, скорее всего, и позже такие разработки будут пользоваться популярностью.
На наш взгляд, с переходом обучения в дистанционный формат студенты стали меньше интересоваться историей и культурой страны изучаемого языка, в связи с чем может снижаться интерес и к самому языку. С помощью красочной интерактивной экскурсии можно заинтересовать учащихся, подарить им необходимый эмоциональный импульс. Возникающий у них вследствие «интерес стимулирует активизацию и расширение лексического потенциала <…>, укрепляет долговременную память, устанавливает ассоциативные связи, развивает языковую догадку» [Безмен: 105].
Данный урок-экскурсия выстроен в соответствии с коммуникативным подходом, который считается ведущим в настоящее время. В уроке задействованы все виды речевой деятельности и задания разного коммуникативного ранга (языковые упражнения, речевые и коммуникативные задания). Такие уроки повышают интерес студентов к русской истории и культуре, а также могут подготовить их к похожей ситуации за пределами аудитории.
Безусловно, учебная экскурсия для иностранных слушателей «отличается от обычной экскурсии диалогичностью, интерактивностью, личностной ориентированностью, а на начальном этапе обучения – строгой речевой минимизацией» [Зубарева: 105]. Преимущество такой экскурсии в том, что её проводит преподаватель-русист, который хорошо осведомлён об уровне подготовки студентов.
На наш взгляд, проведение подобных уроков-экскурсий как в онлайн формате, так и в очном, помогает студентам поближе познакомиться с русской историей и культурой, повторить знакомый грамматический материал на базе нового лексического материала, развить навыки устной и письменной речи, приблизиться к условиям реальной коммуникации. Уроки-экскурсии способствуют повышению мотивации к изучению русского языка, расширению кругозора и снятию психологического барьера, что приводит к наибольшей эффективности учебного процесса.
Литература
1. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002.
2. Антонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых А.А. Дорога в Россию: учебник русского языка (базовый уровень). – 8-е изд. – М.; СПб., 2015.
3. Безмен Е.Г. Экскурсия как одна из форм внеаудиторной работы с иностранными студентами // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2003. – № 4. – С. 104 – 105.
4. Зубарева А.В. Учебно-страноведческая экскурсия как одна из форм обучения русскому языку как иностранному // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – 2018. – №23. – С. 105 – 107.
5. Потураева Е.А., Капелюшник Е.В. Применение интерактивных видов обучения при формировании коммуникативной компетенции иностранных учащихся (на примере уроков-экскурсий) // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-5. – С. 1098 – 1100.
6. Федотова Н.В., Алтухова Н.П., Тимошенкова Г.Ю. Экскурсия как одна из форм обучения русскому как иностранному // Современные научно- практические решения в АПК. Материалы международной научно- практической конференции. – Воронеж, 2017. – 399 – 403.
7. Фролова О.А. Экскурсия как особая форма аккультурации иностранных обучающихся подготовительного отделения // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: сборник статей I Международного конгре сса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов. – Ч. 2. – Москва, 2017. – С. 330 – 331.
Автор: Окуджава И.
Поделиться в соцсетях