Комплекс медиа-материалов и игровых заданий к учебному курсу «Язык специальности. Гуманитарный профиль» для иностранных учащихся.
Данная разработка направлена на дополнение учебного курса «Язык специальности», читаемого для слушателей ИРЯиК МГУ в рамках программ предвузовской подготовки. Курс «Язык специальности» (гуманитарный профиль) традиционно читается для слушателей гуманитарной направленности.
Этот комплекс позволит организовать самостоятельную работу студентов и сформировать компетенции, связанные с поиском и обработкой информации, необходимые для дальнейшего обучения в МГУ имени М.В. Ломоносова и других высших учебных заведениях. Преподаватели смогут сократить время на подготовку уроков за счет базы готовых материалов, предложенных О.Ю. Рождественской, автором комплекса.
В условиях постепенного введения дистанционного образования в процесс обучения, данный комплекс материалов является особенно актуальным. Помимо этого, очевидны его преимущества сегодня, в условиях пандемии, во время отсутствия возможности для интеграции иностранных студентов в русское языковое и культурное пространство. В данном проекте делается акцент на быстроте усвоения материала, а также на развитое образное мышление у китайских слушателей.
Применение разнообразных лингводидактических методов информационно-коммуникационных технологий позволяет достичь следующих целей обучения:
- развитие умения аудировать (просмотр видеоматериалов);
- развитие умения читать тексты, размещённые на слайдах, с извлечением основной, полной, необходимой информации;
- развитие монологической речи (умение подготовить высказывание на тему; умение передать прочитанное, увиденное; умение выразить своё отношение к прочитанному и увиденному);
В качестве средств обучения используются мультимедийный проектор (если предполагается использование предложенных методических материалов в аудитории), персональный компьютер преподавателя и персональные компьютеры / планшеты / смартфоны учащихся.
Цели методического комплекса
- Создание единой базы наглядных материалов, ориентированной на студентов-предбакалавров, которая облегчит процесс доступа к информации как для студентов, так и для преподавателей.
- Разработка творческой составляющей в учебных материалах: создание онлайн-викторин, кроссвордов, заданий в игровой форме, освоение нового лексического и грамматического материала и закрепление уже изученной ранее лексики.
Использование комплекса материалов на занятиях позволит решить следующие проблемы:
- сокращение проблем коммуникации между преподавателем и студентом в условиях дистанционного образования;
- освоение материала студентами с начальным уровнем владения русским языком как иностранным.
- ускорение обмена информацией между преподавателем и студентом.
Структура методического комплекса
Предлагаемый комплекс включает в себя следующие методические учебные материалы:
1. Текстовые материалы и презентации в формате PowerPoint к урокам учебного пособия Л.З. Головановой, И.М. Лобашковой «От прошлого к нашим дням» (уроки с первого по семнадцатый).
Оригинальные презентации по урокам учебного пособия Л.З. Головановой, И.М. Лобашковой «От прошлого к нашим дням». Каждая презентация создана по единому образцу оформления и с учетом общей структуры: словник с терминами для обязательного изучения, текст урока, разделенный на части и размещённый на слайдах, упражнения, которые должны быть выполнены на занятии с преподавателем или самостоятельно, контрольные вопросы по пройденной теме. Презентации также включают картинки, инфографику и видеоматериалы, соответствующие теме каждого урока. Часть основных терминов для удобства восприятия переведена на китайский язык. Изучение данных презентаций позволяет студенту усвоить основную информацию и подготовиться к сдаче зачёта по курсу «Язык специальности».
2. Кроссворды и различные задания, направленные на освоение нового лексического и грамматического материала и закрепление изученной лексики.
Коллективное решение кроссвордов на занятии способствует лучшему запоминанию и усвоению пройденного лексического материала и улучшению психологической атмосферы на уроке. Студенты во время решения кроссвордов учатся коммуницировать друг с другом, выражать свои мысли, осваивать искусство полемики на русском языке, необходимое им для дальнейшего обучения в МГУ имени М.В. Ломоносова или других высших учебных заведениях.
3. Викторины, размещенные на платформе Kahoot, и задания в игровой форме, созданные с помощью онлайн-сервиса WordWall.
Kahoot и WordWall – это игровые онлайн-платформы, популярные среди преподавателей средних и высших учебных заведений во всём мире. Автором проекта были созданы викторины и онлайн-задания по темам, представленным в пособии Л.З. Головановой, И.М. Лобашковой «От прошлого к нашим дням». Таким образом, студенты получили возможность закрепить свои знания, приняв участие в викторине или выполняя задания после изучения новой темы.
4. Короткие видеоролики по различным темам, представленным в пособии Л.З. Головановой, И.М. Лобашковой «От прошлого к нашим дням».
На занятиях преподаватель демонстрирует видеоролики с последующим обсуждением просмотренного. Кроме того, преподаватель может давать студентам домашнее задание по данным роликам с целью включения творческой составляющей в процесс обучения.
Комплекс разработан в соответствии с Государственным стандартом по русскому языку как иностранному (Первый сертификационный уровень, В1). Содержание комплекса способствует развитию всех видов речевой деятельности.
Автор: Рождественская О.
Поделиться в соцсетях